Производитель промышленной
автоматики sale@nrga.ru

Бесплатно по России
8-800-350-25-71

Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования и руководство по применению с01.04.2021

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО

ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ГОСТР

ИСО 45001— 2020



СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА И ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

Требования и руководство по применению

(ISO 45001:2018, IDT)

Издание официальное

Москва Стандартинформ 2020

Предисловие

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

Содержание

Приложение А (справочное) Руководство по применению настоящего стандарта

Алфавитный указатель терминов

Библиография

Введение

0.1 Общие сведения

Организация несет ответственность за здоровье и безопасность своих работников и тех. на кого так или иначе влияет деятельность организации. Эта ответственность распространяется на поддержание и защиту их физического и умственного здоровья.

Применение системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья (ОЗБТ) нацелено на то. чтобы дать возможность организации обеспечить безопасные в плане здоровья и условий труда рабочие места, предотвратить производственные травмы и ущерб, а также постоянно улучшать показатели в области ОЗБТ.

0.2 Цель системы менеджмента ОЗБТ

Назначение системы менеджмента ОЗБТ состоит в том, чтобы обеспечить среду для управления рисками и возможностями в области ОЗБТ Целью и ожидаемыми результатами системы менеджмента ОЗБТ являются предотвращение травм и ущерба для здоровья сотрудников, а также обеспечение безопасных в плане здоровья и условий труда рабочих мест; соответственно, крайне важно для организации исключить или минимизировать риски в области ОЗБТ за счет принятия результативных предупреждающих и защитных мер.

При осуществлении таких мер организацией в рамках ее системы менеджмента ОЗБТ улучшаются ее показатели в области ОЗБТ Система менеджмента ОЗБТ может быть гораздо результативнее и эффективнее, если заранее предпринимать действия по реализации возможностей для улучшения показателей в области ОЗБТ.

Внедрение системы менеджмента ОЗБТ. соответствующей настоящему стандарту, позволит организации управлять рисками в области ОЗБТ и улучшать показатели в области ОЗБТ. Система менеджмента ОЗБТ может помочь организации выполнять законодательные и иные требования.

0.3 Факторы успеха

Внедрение системы менеджмента ОЗБТ является стратегическим и оперативным решением для организации. Успех системы менеджмента ОЗБТ зависит от лидерства, обязательств и участия на всех уровнях и от взаимодействия всех функций организации.

Реализация и поддержание системы менеджмента ОЗБТ. ее результативность и способность достигать ожидаемых результатов зависят от определенного числа ключевых факторов, которые могут включать в себя следующее:

д) результативный(ые) процесс(ы) идентификации опасностей, управления рисками в области ОЗБТ и реализации возможностей в области ОЗБТ;

О интеграцию системы ОЗБТ в бизнес-процессы организации;

j) цели в области ОЗБТ. которые согласованы с политиками в области ОЗБТ и учитывают опасности. риски и возможности в области ОЗБТ, существующие в организации;

k) соответствие законодательным и иным требованиям.

Успешное внедрение положений настоящего стандарта может быть использовано организацией, чтобы дать работникам и другим заинтересованным сторонам уверенность в том. что результативная система менеджмента ОЗБТ внедрена. Принятие настоящего стандарта, однако, не дает само по себе гарантии предупреждения производственных травм и ухудшения здоровья работников, обеспечения безопасных в плане здоровья и условий труда рабочих мест, а также улучшения показателей в области ОЗБТ.

Уровень детализации, сложность, объем документированной информации и необходимых ресурсов для гарантии успеха системы менеджмента ОЗБТ организации будут зависеть от определенного числа факторов, таких как;

- среда организации (например, число работников, размер, географическое расположение, корпоративная культура, законодательные и иные требования);

0.4 Цикл «Планируй — Делай — Проверяй — Действуй» (РОСА)

Основу подхода к системе менеджмента ОЗБТ. реализуемого в настоящем стандарте, составляет концепция цикла «Планируй — Делай — Проверяй — Действуй» (PDCA).

Концепция PDCA заключается в повторяющемся процессе, применяемом организацией для достижения постоянного улучшения. Она может применяться к системе менеджмента в целом и к каждому отдельному элементу следующим образом:

Рисунок 1 — Связь цикла PDCA и структуры настоящего стандарта

0.5 Содержание настоящего стандарта

Настоящий стандарт соответствует требованиям ИСО х стандартам на системы менеджмента. Эти требования включают в себя структуру высокого уровня, идентичный основной текст и общие термины с основными определениями, ориентированные на пользователей, внедряющих несколько стандартов ИСО на системы менеджмента.

Настоящий стандарт не содержит требований, специфичных для других объектов управления, например, качества, социальной ответственности, экологии, безопасности или финансов, но его элементы могут быть согласованы или объединены с элементами других систем менеджмента.

Настоящий стандарт содержит требования, которые могут быть использованы организацией для внедрения системы менеджмента ОЗБТ и оценки соответствия. Организация, которая хочет продемонстрировать соответствие настоящему стандарту, может сделать это посредством:

Разделы 1—3 определяют область применения, нормативные ссылки, термины и определения, которые используются в настоящем стандарте, а разделы 4—10 содержат требования, которые должны быть использованы для оценки соответствия настоящему стандарту. Приложение А предоставляет пояснения этих требований. Термины и определения, приведенные в разделе 3. расположены в семантическом порядке, а алфавитный перечень приведен в конце настоящего стандарта.

В настоящем стандарте используются следующие глагольные формы:

Информация, оформленная как «примечание», приведена для понимания или разъяснения соответствующего требования. Примечания к определению, приведенные в разделе 3. содержат дополнительную информацию, которая дает более подробные сведения о термине и может описывать условия, относящиеся к его применению.

ГОСТ Р ИСО 45001—2020

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА И ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ Требования и руководство по применению

Occupational health and safety management systems. Requirements with guidance for use

Дата введения — 2021—04—01

Настоящий стандарт устанавливает требования к системе менеджмента безопасности труда и охраны здоровья (ОЗБТ) и содержит руководства по их применению в целях возможного обеспечения организацией безопасных и благоприятных условий труда и предотвращения производственных травм и ущерба для здоровья, а также принятия предупреждающих мер по улучшению показателей в области ОЗБТ.

Настоящий стандарт применим к любой организации, которая планирует разработать, внедрить и поддерживать систему менеджмента ОЗБТ для улучшения состояния в сфере охраны здоровья и безопасности труда, исключения опасностей и минимизации рисков в области ОЗБТ (включая «слабые места» системы), реализации возможностей в сфере ОЗБТ, а также принятия мер в отношении несоответствий требованиям системы менеджмента ОЗБТ. связанных с деятельностью организации.

Соблюдение требований настоящего стандарта помогает организации достигать ожидаемых от ее системы менеджмента ОЗБТ результатов. В соответствии с политикой организации в области ОЗБТ ожидаемые результаты в области ОЗБТ включают в себя:

Настоящий стандарт предназначен для применения в любой организации, независимо от ее размера, типа и видов деятельности. Стандарт применяется к рискам в области ОЗБТ. находящимся под управлением организации, принимая во внимание такие факторы, как среда, в которой функционирует организация, а также потребности и ожидания ее работников и других заинтересованных сторон.

Настоящий стандарт не устанавливает специфичных критериев для показателей ОЗБТ и требований относительно структуры системы менеджмента ОЗБТ.

Настоящий стандарт дает возможность организации посредством ее системы менеджмента ОЗБТ интегрировать другие аспекты, касающиеся охраны здоровья и безопасности труда, такие как здоровье/хорошее самочувствие работника.

Настоящий стандарт не рассматривает такие вопросы, как безопасность продукции, повреждение собственности или воздействие на окружающую среду вне рисков, которые они представляют для работников и других соответствующих заинтересованных сторон.

Настоящий стандарт может быть применим в целом или частично для систематического улучшения менеджмента в сфере охраны здоровья и безопасности труда. Однако заявления о соответствии настоящему стандарту неприемлемы до тех пор. пока все его требования не реализованы в рамках системы менеджмента ОЗБТ организации и выполняются без исключений.

Издание официальное

В настоящем стандарте нормативные ссылки отсутствуют.

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.

Примечания

32 заинтересованная сторона (предпочтительный термин), стейкхолдер (допустимый термин) (interested party, stakeholder): Лицо или организация (3.1) которые могут воздействовать на осуществление деятельности или принятие решения, быть подверженными их воздействию или воспринимать себя в качестве последних.

Примечание — Термин является одним из числа общих терминов и определений для стандартов ИСО на системы менеджмента, приведенных в приложении SL к сводным дополнениям ИСО Директив ИСО/МЭК. часть 1.

Примечания

Примечание — Участие включает в себя привлечение комитетов по охране здоровья и безопасности труда, а также представителей работников при их наличии.

Примечание — Консультация включает в себя привлечение комитетов по охране здоровья и безопасности труда, а также представителей работников при их наличии.

Примечание — Ответственность организации в рамках системы менеджмента ОЗБТ (3.11) в отношении рабочего места зависит от степени контроля над ним.

Примечание — Услуги могут таюке включать в себя строительные работы.

Примечания

Примечания

Примечания

Примечания

Примечания

Примечание — Термин является одним из числа общих терминов и определений для стандартов ИСО на системы менеджмента, приведенных в приложении SL к сводным дополнениям ИСО Директив ИСО/МЭК. часть 1.

Примечание — Термин является одним из числа общих терминов и определений для стандартов ИСО на системы менеджмента, приведенных в приложении SL к сводным дополнениям ИСО Директив ИСО/МЭК. часть 1.

Примечания

Примечания

Примечание — Опасности могут включать в себя ситуации, потенциально ведущие к причинению вреда или возникновению опасных ситуаций или обстоятельств, способных привести к травме или ухудшению здоровья.

Примечания

Примечание — Термин является одним из числа общих терминов и определений для стандартов ИСО на системы менеджмента, приведенных, а приложении SL к сводным дополнениям ИСО Директив ИСО/МЭК. часть 1.

Примечания

Примечание — Термин является одним из числа общих терминов и определений для стандартов ИСО на системы менеджмента, приведенных в приложении SL к сводным дополнениям ИСО Директив ИСО/МЭК. часть 1.

Примечание — Процедуры могут быть документированными или нет

Примечания

Примечания

Примечания

Примечание — Термин является одним из числа общих терминов и определений для стандартов ИСО на системы менеджмента, приведенных в приложении SL к сводным дополнениям ИСО Директив ИСО/МЭК. часть 1.

Примечания

Примечание — Термин является одним из числа общих терминов и определений для стандартов ИСО на системы менеджмента, приведенных в приложении SL к сводным дополнениям ИСО Директив ИСО/МЭК. часть 1.

Примечания

Примечания

З.Зв корректирующее действие (corrective action): Действие, предпринятое для устранения причин(ы) несоответствия (3.34) или инцидента (3.35) и предупреждения его повторного возникновения.

Примечание — Термин является одним из числа общих терминов и определений для стандартов ИСО на системы менеджмента, приведенных в приложении SL к сводным дополнениям ИСО Директив ИСО/МЭК. часть 1. Термин был модифицирован для включения ссылки на «инцидент», т. к. инциденты являются ключевым фактором охраны здоровья и безопасности труда, при этом деятельность по устранению инцидентов, так же, как и несоответствий, заключается во внедрении корректирующих действий.

3.37 постоянное улучшение (continual improvement): Повторяющаяся деятельность по улучшению функционирования (3.27).

Примечания

Организация должна определить внешние и внутренние факторы, относящиеся к ее цели и влияющие на ее способность достигать намеченного(ых) результата(ое) системы менеджмента ОЗБТ.

Организация должна определить:

Организация должна определить границы и применимость системы менеджмента ОЗБТ. чтобы установить ее область применения.

При определении этой области организация должна:

Система менеджмента ОЗБТ должна включать в себя виды деятельности, продукцию и услуги в рамках контроля или влияния организации, которые могут влиять на показатели ОЗБТ организации.

Область применения должна быть представлена как документированная информация.

Организация должна установить, внедрить, поддерживать в рабочем состоянии и постоянно улучшать систему менеджмента ОЗБТ. включая необходимые процессы и их взаимодействия, в соответствии с требованиями настоящего стандарта.

Высшее руководство должно демонстрировать лидерство и приверженность в отношении системы менеджмента ОЗБТ посредством:

0 обеспечения того, что система менеджмента ОЗБТ достигает ожидаемых результатов;

д) руководства и поддержки вклада персонала в результативность системы менеджмента ОЗБТ;

0 обеспечения организацией разработки и внедрения процесса(ов) консультаций и участия сотрудников организации (см. 5.4);

т) поддержки в учреждении и функционировании комитетов по охране здоровья и безопасности труда [см. 5.4 е) 1)].

Примечание — Термин «бизнес» в настоящем стандарте может интерпретироваться широко, обозначая ту деятельность, которая является основной с точки зрения целей организации.

Высшее руководство должно разработать, внедрить и поддерживать политику в области ОЗБТ, которая:

Политика в области ОЗБТ должна быть:

Высшее руководство должно гарантировать, что ответственность и полномочия для соответствующих функций в рамках системы менеджмента ОЗБТ распределены и доведены до сведения на всех уровнях организации и поддерживаются в виде документированной информации. Работники на каждом уровне организации должны принять на себя ответственность за те аспекты системы менеджмента ОЗБТ. которые находятся под их контролем.

Примечание — Несмотря на то что ответственность и полномочия могут быть распределены, высшее руководство остается ответственным за функционирование системы менеджмента ОЗБТ.

Высшее руководство должно распределить ответственность и полномочия:

Организация должна разработать, внедрить и поддерживать процесс(ы) консультаций с работниками и их участия на всех соответствующих уровнях и для всех функций, а также, при их наличии, участия представителей работников в разработке, планировании, внедрении, оценке показателей и действиях по улучшению системы менеджмента ОЗБТ.

Организация должна:

Примечание — Наличие представителей работников может быть таким механизмом для консультаций и участия:

Примечание — Препятствия или барьеры могут включать в себя отсутствие ответной реакции на предложения или иную информацию от работника, барьеры, связанные с языком или уровнем грамотности, санкции или угрозы санкций, а также политики или практики, которые препятствуют участию работника или допускают его наказание за участие;

Примечания

При планировании системы менеджмента ОЗБТ организация должна принимать во внимание факторы, упомянутые в 4.1 (среда), требования, упомянутые в 4.2 (заинтересованные стороны) и 4.3 (область применения системы менеджмента ОЗБТ). а также определять риски и возможности, в отношении которых должны быть приняты меры, в целях:

При определении рисков и возможностей для системы менеджмента ОЗБТ и ее ожидаемых результатов. в отношении которых необходимо предпринимать действия, организация должна принять во внимание:

* риски в области ОЗБТ и иные риски (см. 6.1.2.2);

При планировании процесса(ов) организация должна определять и оценивать риски и возможности. которые значимы с точки зрения ожидаемых результатов системы менеджмента ОЗБТ. связанные с изменениями в организации, ее процессов или системы менеджмента ОЗБТ. В случае планируемых изменений, долгосрочных или краткосрочных, эта оценка должна проводиться до внедрения изменений (см. 8.1.3).

Организация должна поддерживать в рабочем состоянии документированную информацию.

Организация должна разрабатывать, внедрять и поддерживать процесс(ы) выявления опасностей. имеющий(ие) постоянный и проективный характер. Данный(ые) процесс(ы) должен (должны) принимать во внимание, но не ограничиваться, следующее:

д) фактические или предполагаемые изменения в организации, ее операциях, процессах, работах и системе менеджмента ОЗБТ (см. 8.1.3);

h) изменения в требованиях и информации об опасностях.

Организация должна разрабатывать, внедрять и поддерживать лроцесс(ы) в целях:

Методология(ии) и критерии, применяемые организацией для оценки рисков в области ОЗБТ. должны быть определены с учетом их масштаба, характера и временных параметров, чтобы гарантировать возможность предупреждения, нежели ответного характера и систематического применения. Документированная информация в отношении этих методологий и критериев должна поддерживаться в рабочем состоянии и сохраняться.

Примечание — Риски и возможности в области ОЗБТ могут приводить к другим рискам и создавать другие возможности для организации.

Организация должна разрабатывать, внедрять и поддерживать процесс(ы) в целях:

Организация должна поддерживать в рабочем состоянии и сохранять документированную информацию. связанную с законодательными и иными требованиями, а также должна гарантировать, что она обновляется для отражения любых изменений.

Примечание — Законодательные и иные требования могут приводить к рискам и создавать возможности для организации.

Организация должна планировать:

При планировании действий организация должна принимать во внимание иерархию средств управления (см. 8.1.2) и выходы системы менеджмента ОЗБТ.

При планировании этих действий организация должна учитывать лучшие практики, технологические возможности, а также финансовые, эксплуатационные требования и требования бизнеса.

Организация должна устанавливать цели в области ОЗБТ для соответствующих функций и на соответствующих уровнях для поддержания в рабочем состоянии и постоянного улучшения системы менеджмента ОЗБТ и показателей ОЗБТ (см. 10.3):

Цели в области ОЗБТ должны:

0 обновляться по необходимости.

При планировании достижения целей в области ОЗБТ организация должна определить:

Организация должна поддерживать в рабочем состоянии и сохранять документированную инфор* мацию о целях в области ОЗБТ и планах по их достижению.

Организация должна определять и обеспечивать ресурсы, необходимые для разработки, внедрения. поддержания в рабочем состоянии и постоянного улучшения системы менеджмента ОЗБТ.

Организация должна:

Примечание — Возможные действия могут включать в себя, например, обучение, наставничество, изменение функций работающих сотрудников или привлечение по контракту компетентных специалистов.

Работники должны быть осведомлены:

Организация должна разрабатывать, внедрять и поддерживать лроцесс(ы). необходимый(ые) для внутреннего и внешнего обмена информацией, относящейся к системе менеджмента ОЗБТ. включая определение:

При определении своих потребностей в обмене информацией организация должна принимать ео внимание различия (например, пол. язык, культуру, уровень грамотности, ограничения в дееспособности).

При разработке процесса(ов) обмена информацией организация должна учитывать точки зрения внешних заинтересованных сторон.

При разработке процесса(ов) обмена информацией организация должна:

Организация должна реагировать на соответствующую информацию, касающуюся ее системы менеджмента ОЗБТ.

Организация должка сохранять документированную информацию как свидетельство ее обмена информацией, если применимо.

Организация должна:

Организация должна поддерживать внешний обмен информацией, касающейся системы менеджмента ОЗБТ. как это предписано процессом(ами) обмена информацией самой организации, и принимать во внимание законодательные и иные требования.

Система менеджмента ОЗБТ организации должна включать в себя следующее:

Примечание — Объем документированной информации по системе менеджмента ОЗБТ может отличаться в разных организациях е силу:

При создании и актуализации документированной информации организация должна обеспечить соответствующие:

Документированная информация, требуемая системой менеджмента ОЗБТ и настоящим стандартом. должна быть управляемой для обеспечения:

Для управления документированной информацией организация должна осуществлять следующие действия, насколько это применимо:

Документированная информация внешнего происхождения, признанная организацией необходимой для планирования и функционирования системы менеджмента ОЗБТ. должна быть идентифицирована соответствующим образом и управляться.

Примечания

Организация должна планировать, внедрять, управлять и поддерживать процессы, необходимые для обеспечения соответствия требованиям системы менеджмента ОЗБТ. и выполнять действия, определенные в разделе 6. посредством:

В случаях если рабочее место предоставлено группой работодателей, организация должна координировать соответствующие части системы менеджмента ОЗБТ с другими организациями.

Организация должна устанавливать, внедрять и поддерживать процессы) для устранения опасностей и снижения рисков в области ОЗБТ. следуя нижеприведенной иерархии средств управления:

Примечание — Во многих странах законодательные и иные требования включают в себя бесплатное предоставление работникам средств индивидуальной защиты (СИЗ).

Организация должна установить процессы) для внедрения и управления запланированными краткосрочными или долгосрочными изменениями, которые влияют на показатели системы менеджмента ОЗБТ. включая:

Организация должна анализировать последствия незапланированных изменений, предпринимая действия для снижения любых негативных воздействий, насколько это необходимо.

Примечание — Изменения могут приводить к рискам и возможностям.

Организация должна устанавливать, внедрять и поддерживать процессы) управления закупками продуктов и услуг, чтобы гарантировать его (их) соответствие требованиям системы менеджмента ОЗБТ. 14

Организация должна координировать свой (свои) процесс(ы) закупок с ее подрядчиками с целью идентификации опасностей, а также оценки и управления рисками в области ОЗБТ. возникающими вследствие:

Организация должна обеспечивать соответствие подрядчиков и их работников требованиям системы менеджмента ОЗБТ организации. Процесс(ы) закупок организации должен (должны) определять и использовать критерии в области ОЗБТ для выбора подрядчиков.

Примечание — Может быть полезным включение критериев в области ОЗБТ для выбора подрядчиков в контрактные документы.

Организация должна гарантировать, что функции и процессы, переданные на аутсорсинг, находятся под контролем. Организация должна гарантировать, что ее соглашения по аутсорсингу соответствуют законодательным и иным требованиям, а также обеспечивают достижение запланированных результатов системой менеджмента ОЗБТ. Тип и степень контроля, применяемые к этим функциям и процессам, должны быть определены в системе менеджмента ОЗБТ.

Примечание — Координация с внешними поставщиками может помочь организации в принятии мер по любому влиянию, которое аутсорсинг оказывает на показатели в области ОЗБТ.

8.2 Готовность к аварийным ситуациям и реагирование на них

Организация должна устанавливать, внедрять и поддерживать процессы), необходимый(ые) для подготовки и реагирования на возможные аварийные ситуации, как это определено в 6.1.2.1. включая:

0 сообщение соответствующей информации подрядчикам, посетителям, аварийным службам, органам власти и. если применимо, местному населению;

д) учет потребностей и возможностей всех соответствующих заинтересованных сторон и обеспечение их привлечения, насколько это возможно, к разработке планируемых ответных мер.

Организация должна поддерживать в рабочем состоянии и сохранять документированную информацию по процессу(ам) и планам действий в возможных аварийных ситуациях.

Организация должна устанавливать, внедрять и поддерживать процессы) мониторинга, измерения. анализа и оценки показателей.

Организация должна определять:

Организация должна оценивать показатели в области ОЗБТ и определять результативность системы менеджмента ОЗБТ.

Оборудование для мониторинга и измерений при необходимости должно быть откалибровано или верифицировано, применяться и обслуживаться надлежащим образом.

Примечание — Возможно наличие законодательных и иных требований (например, национальных и международных стандартов), относящихся к калибровке и верификации оборудования для мониторинга и измерений.

Организация должна сохранять соответствующую документированную информацию:

Организация должна устанавливать, внедрять и поддерживать процессы) оценки соответствия законодательным и иным требованиям (см. 6.1.3).

Организация должна:

Организация должна проводить внутренние аудиты через запланированные интервалы времени для получения информации о том. является ли система менеджмента ОЗБТ:

Организация должна:

Примечание — Более подробную информацию по аудитам и компетентности аудиторов см. е ИСО 19011.

Высшее руководство должно анализировать систему менеджмента ОЗБТ организации через запланированные интервалы времени, чтобы обеспечить ее постоянную пригодность, адекватность и результативность.

Анализ со стороны руководства должен учитывать:

д) возможности для постоянного улучшения.

Выходы анализа со стороны руководства должны включать решения, связанные:

Высшее руководство должно сообщать соответствующие результаты анализа со стороны руководства работникам и. при их наличии, представителям работников (см. 7.4).

Организация должна сохранять документированную информацию как свидетельство результатов анализа и со стороны руководства.

Организация должна определять возможности для улучшения (см. раздел 9). а также выполнять необходимые действия для достижения запланированных результатов ее системы менеджмента ОЗБТ.

Организация должна устанавливать, внедрять и поддерживать процессы), включающий(ие) в себя отчетность, расследование и принятие мер для выявления и управления инцидентами и несоответствиями.

При возникновении инцидента или несоответствия организация должна:

д) вносить изменения в систему менеджмента ОЗБТ. если необходимо.

Корректирующие действия должны соответствовать последствиям или потенциальным последствиям выявленных инцидентов или несоответствии.

Организация должна сохранять документированную информацию как свидетельство:

Организация должна сообщать эту документированную информацию соответствующим работникам и. при их наличии, представителям работников и соответствующим заинтересованным сторонам.

Примечание — Информирование об инцидентах и их расследование без задержки может помочь в скорейшем устранении опасностей и минимизации связанных с ними рисков в области ОЗБТ.

Организация должна постоянно улучшать пригодность, соответствие и результативность системы менеджмента ОЗБТ, посредством:

е) поддержания в рабочем состоянии и сохранения документированной информации как свидетельства постоянного улучшения.

Приложение А (справочное)

Руководство по применению настоящего стандарта

А.1 Общие положения

Требования, приведенные в данном приложении, направлены на предотвращение неверной интерпретации требований, содержащихся в настоящем стандарте. Хотя эта информация относится и согласуется с данными требованиями. она не предназначена для добавления, исключения или иного их изменения.

Требования, приведенные в настоящем стандарте следует рассматривать с системной точит зрения и их не следует воспринимать отдельно, т. е. может быть взаимосвязь между требованиями одного пункта с требованиями других пунктов.

А.2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте нормативные ссылки отсутствуют. Для получения более подробной информации по рекомендациям в области ОЗБТ и другим стандартам ИСО на системы менеджмента пользователи могут применять документы, приведенные в библиографии.

А.З Термины и определения

В дополнение к терминам и определениям, приведенным в разделе 3. и ео избежание неверного понимания ниже даны пояснения к некоторым понятиям:

0 термин «документированная информация» включает в себя и документы. и записи. В настоящем стандарте применено выражение «сохраняет документированную информацию, как свидетельство...» в значении записи. а выражение «должна поддерживаться как документированная информация» — для обозначения документов, включая процедуры. Выражение «сохраняет документированную информацию, как свидетельство...» не предполагает требования, чтобы сохраняемая информация удовлетворяла юридическим требованиям к предоставлению доказательств. Но оно нацелено на то. чтобы определить тип записей, которые должны сохраняться;

д) деятельность «под совместным контролем организации» представляет собой деятельность, в рамках которой организация осуществляет совместный контроль над способами или методами, или совместное управление выполняемой работой с учетом ее показателей в области ОЗБТ в соответствии с законодательными и иными требованиями.

Организации могут быть предъявлены требования, связанные с системой менеджмента ОЗБТ. которые обязывают применять специфические термины в их определенном значении. Если такие термины применяют, соответствие настоящему стандарту также требуется.

А.4 Среда организации

А.4.1 Понимание организации и ее среды

Понимание среды организации используется при установлении, внедрении, поддержке и постоянном улучшении системы менеджмента ОЗБТ. Внутренние и внешние факторы могут быть положительными или отрицательными и могут включать в себя условия, характеристики или изменяющиеся обстоятельства, которые могут влиять на систему менеджмента ОЗБТ. например:

а) внешние факторы, такие как:

Ь} внутренние факторы, такие как:

А.4.2 Понимание потребностей и ожиданий работников и других заинтересованных сторон

Заинтересованные стороны в дополнение к работникам могут включать в себя следующие:

д) потребителей, медицинские и другие социальные службы. СМИ. научные круги, бизнес-ассоциации и неправительственные организации (НПО):

h) организации в сфере охраны здоровья и безопасности труда и профессиональных работников сферы охраны труда и медико-санитарной помощи.

Некоторые потребности и ожидания являются обязательными, например включенные в законодательные и нормативные акты. Организация может также принять решение добровольно выполнять или принять иные потребности и ожидания (например, соблюдать добровольно принятые на себя инициативы). Как только она приняла их. они учитываются при планировании и разработке системы менеджмента ОЗБТ.

А.4.3 Определение области применения системы менеджмента ОЗБТ

Организация обладает свободой и гибкостью при определении границ и применимости системы менеджмента ОЗБТ. Границы и сфера применимости могут включать в себя всю организацию или какие-то ее определенные части в тех пределах, в которых высшее руководство этой части организации обладает самостоятельными функциями. ответственностью и полномочиями по разработке системы менеджмента ОЗБТ.

Доверие к системе менеджмента ОЗБТ организации будет зависеть от выбора границ системы. Область применения не должна использоваться для исключения видов деятельности, продукции и услуг, которые имеют или могут иметь вгмяние на показатели в области ОЗБТ, или для ухода от выполнения законодательных и иных требований. Область применения является фактической и отражает деятельность организации, включенную в границы системы менеджмента ОЗБТ таким образом, чтобы не вводить в заблуждение заинтересованные стороны.

А.4.4 Система менеджмента ОЗБТ

Организация сохраняет за собой полномочия, ответственность и самостоятельность в решении, каким образом будут выполняться требования настоящего стандарта, включая уровень детализации и объем, в которых она:

Если данный стандарт внедряется в какой-то (каких-то) олределенной(ых) части(ях) организации, политики и процессы, разработанные для других частей организации, также могут быть использованы для выполнения требований настоящего стандарта при условии, что они применимы к этой (этим) олределенной(ым) чэсти(ям), на которые распространяется их действие, и они удовлетворяют требованиям настоящего стандарта. Примерами могут служить политики в области ОЗБТ. образовательные программы, программы подготовки и обеспечения компетентности. средства управления закупками.

А.5 Лидерство и участие работников

АЗЛ Лидерство и приверженность

Лидерство и приверженность, включая осведомленность, способность реагировать, активную поддержку и обратную связь от высшего руководства организации, являются необходимыми факторами для успеха системы менеджмента ОЗБТ и достижения ею ожидаемых результатов, поэтому высшее руководство имеет конкретные обязанности, которые оно лично должно исполнять или управлять их исполнением.

Корпоративная культура, которая служит фундаментом для системы менеджмента ОЗБТ организации, в значительной степени определяется высшим руководством и основана на индивидуальных и групповых ценностях. взглядах, практиках управления, восприятии, компетентности и модели деятельности, которые определяют обязательства в рамках системы менеджмента ОЗБТ. а также стиль и профессиональный уровень системы менеджмента ОЗБТ. Это характеризуется, но не ограничивается активным участием работников, сотрудничеством и взаимодействием, основанными на взаимном доверии, общем восприятии важности системы менеджмента ОЗБТ посредством вовлечения в определение возможностей в области ОЗБТ и уверенности в результативности предупреждающих и профилактических мер. Способом, имеющим важное значение, которым высшее руководство демонстрирует лидерство, является поощрение работников к сообщению об инцидентах, опасностях, рисках и возможностях. а также защита работников от наказаний, таких как угроза увольнения и меры дисциплинарного характера, если работники поступают указанным образом.

А.5.2 Политика в области ОЗБТ

Политика в области ОЗБТ представляет собой набор принципов, изложенных как обязательства, которыми высшее руководство определяет долгосрочные ориентиры организации в сфере поддержки и постоянного улучшения показателей в области ОЗБТ. Политика в области ОЗБТ дает общее понимание направления развития, обеспечивает организации основу для установления ее целей и принятия мер по достижению ожидаемых результатов системы менеджмента ОЗБТ.

Эти обязательства затем находят свое отражение в процессах, установленных организацией, чтобы гарантировать устойчивую, заслуживающую доверия и надежную систему менеджмента ОЗБТ {включая учет специфических требований настоящего стандарта).

Глагол «минимизировать» используется в отношении рисков в области ОЗБТ для определения устремлений организации в рамках системы менеджмента ОЗБТ. Глагол «снижать» используется для описания процесса достижения этого.

При разработке политики в области ОЗБТ организации следует учитывать вопрос ее координации с другими политиками.

А.5.3 Функции, ответственность и полномочия в организации

Лицам, включенным в область действия системы менеджмента ОЗБТ. следует четко понимать свою роль, обязанности и полномочия для достижения ожидаемых результатов системы менеджмента ОЗБТ.

Притом, что высшее руководство обладает общей ответственностью и полномочиями для системы менеджмента ОЗБТ. каждый работник на рабочем месте должен принимать в расчет не только его собственное здоровье и безопасность, но также здоровье и безопасность других.

Высшее руководство несет ответственность перед органами управления организации, органами власти и перед заинтересованными лицами. Это означает конечную ответственность и относится к лицу, которое будет привлечено к ответу. если что-то не выполнено, сделано ненадлежащим образом, не работает или не достигнуто цепи.

Работникам следует дать полномочия для сообщения об опасных ситуациях и принятии мер. Им следует обеспечить возможность сообщать о своих тревогах ответственным лицам, как это требуется, без опасения быть уволенными, подвергнуться дисциплинарным мерам или иным наказаниям.

Конкретные полномочия и ответственность, указанные в 5.3. могут быть назначены отдельному лицу, нескольким лицам или представителю высшего руководства.

А.5.4 Консультации и участие работников

Консультации и участие работников и. при наличии, представителей работников могут быть ключевыми факторами успеха для системы менеджмента ОЗБТ и должны поощряться в рамках процессов, разработанных организацией.

Консугътации предполагают двустороннее общение в рамках диалога и обмена мнениями. Консультации подразумевают своевременное обеспечение информацией, необходимой работникам и. при их наличии, представителям работников, чтобы дать возможность высказать обоснованное мнение, которое должно быть рассмотрено организацией до принятия решетя.

Участив работников дает им возможность внести свой вклад в принятие решений по мерам обеспечения результативности ОЗБТ и предполагаемым изменениям.

Обратная связь в отношении системы менеджмента ОЗБТ зависит от участия работников. Организации следует гарантировать работникам на всех уровнях поддержку их сообщений об опасных ситуациях с тем. чтобы можно было предпринять предупредительные меры и корректирующие действия.

Передача предложений может быть более результативной, если работники не будут бояться угрозы увольнения. дисциплинарных мер или иных наказаний за свои предложения.

А.6 Планирование

А.6.1 Действия в отношении рисков и возможностей

А.6.1.1 Общие положения

Планирование — эго не единичное событие, а постоянный процесс, заранее оценивающий изменяющиеся обстоятельства и постоянно выявляющий риски и возможности как в отношении работников, так и системы менеджмента ОЗБТ.

Нежелательные эффекты могут включать в себя производственные травмы и ущерб здоровью, невыполнение законодательных и иных требований или ущерб репутации.

Планирование рассматривается как единое целое взаимосвязи и взаимоотношения между видами деятельности и требованиями для системы менеджмента.

Возможности в области ОЗБТ предполагают выявление опасностей, способы оповещения о них. а также анализ и снижение известных опасностей. Другие возможности направлены на стратегии улучшения системы.

Примеры возможностей для улучшения показателей в области ОЗБТ:

Примеры других возможностей для улучшения показателей в области ОЗБТ:

А.6.1.2 Идентификация опасностей и оценка рисков и возможностей

А.6.1.2.1 Идентификация опасностей

Постоянная упреждающая идентификация опасностей начинается на стадии концептуального проектирования любого рабочего места, объекта, продукции или организации. Она должна продолжаться по мере детализации проекта и затем переходить на стадию реализации, а затем становиться постоянной на протяжении полного жизненного цикла, чтобы учитывать текущие, изменяющиеся и будущие виды деятельности.

Несмотря на то что настоящий стандарт не затрагивает вопросов безопасности продукции (т. е. безопасности для конечных пользователей продукции), тем не менее следует рассматривать опасности для работников, возникающие, а процессе производства, монтажа, сборки или тестирования продукции.

Процесс идентификации опасностей помогает организации распознавать и понимать опасности на рабочем месте и для работников, чтобы оценить, расставить по приоритетам, устранить и уменьшить риски в области ОЗБТ.

Опасности могут быть физические, химические, биологические, психологические, механические, электрические или связанные с движением и энергией.

Перечень опасностей, приведенный в 6.1.2.1, не является исчерпывающим.

Примечание — Нумерация перечислений a)—f). приведенных в настоящем пункте, не соответствует в точности нумерации перечислений, приведенных в 6.1.2.1.

Процесс(ы) идентификации опасностей в организации должен (должны) учитывать:

() изменения в знаниях и информации об опасностях:

А.6.1.2.2 Оценка рисков в области ОЗБТ и других рисков системы менеджмента ОЗБТ

Организация может использовать различные методы для оценки рисков в области ОЗБТ в рамках общей стратегии управления различными опасностями или видами деятельности. Метод и сложность оценки зависят не от размера организации, а от опасностей, связанных с видами деятельности организации.

Другие риски для системы менеджмента ОЗБТ также следует оценивать, используя соответствующие методы.

Процессы оценки рисков для системы менеджмента ОЗБТ должны учитывать повседневные операции и решения (например, пиковые нагрузки в рабочих процессах, реорганизацию), а также внешние факторы (например, изменения экономического характера). Методологии могут включать в себя проведение постоянных консультаций с работниками, на которых влияет повседневная деятельность (например, в виде изменения рабочей нагрузки), мониторинг и обмен информацией о новых законодательных и иных требованиях (например, изменение нормативно-правовой базы, пересмотр коллективных договоров в части охраны здоровья и безопасности труда), а также обеспечение соответствия ресурсов имеющимся или изменяющимся потребностям (например, обучение с использованием нового улучшенного оборудования или материалов или их закупка).

А.6.1.2.3 Оценка возможностей в области ОЗБТ и других возможностей системы менеджмента ОЗБТ

Процесс оценки должен учитывать выявленные возможности в области ОЗБТ и другие возможности, их преимущества и потенциал для улучшения показателей в области ОЗБТ.

А.6.1.3 Определение законодательных и иных требований

В) общественные обязательства организации или ее головной организации.

А.6.1.4 Планирование действий

Планируемые меры в первую очередь должны управляться посредством системы менеджмента ОЗБТ и предусматривать интеграцию с другими бизнес-процессами. например установленными для управления окружающей средой, качеством, непрерывностью бизнеса, рисками, финансами или персоналом. Ожидается, что осуществление принятых мер позволит достичь намеченных результатов в рамках системы менеджмента ОЗБТ.

Если при оценке рисков была установлена необходимость средств управления, в ходе планирования деятельности устанавливается, каким образом они будут осуществляться при функционировании (см. раздел 8); например, определение, включать ли эти средства управления в рабочие инструкции или в мероприятия по повышению компетентности. Другие средства управления могут выступать в форме измерения или мониторинга (см. раздел 9).

Действия по обработке рисков и реализации возможностей должны также рассматриваться в рамках управления изменениями (см. 8.1.3) для обеспечения отсутствия непредвиденных последствий.

А.6.2 Цели в области ОЗБТ и планирование их достижения

А.6.2.1 Цели в области ОЗБТ

Цели устанавливаются для поддержания и улучшения показателей в области ОЗБТ. Цели должны быть связаны с рисками и возможностями, а также критериями результативности, которые организация установила в качестве необходимых для достижения ожидаемых результатов системы менеджмента ОЗБТ.

Цели в области ОЗБТ могут быть объединены с другими бизнес-целями и должны быть установлены на соответствующих уровнях и для соответствующих функций. Цели могут быть стратегическими, тактическими и оперативными:

Измерение целей в области ОЗБТ может быть количественным или качественным. Качественные показатели дают приблизительную оценку, например, получаемую из опросов, интервью и наблюдений. От организации не требуется устанавливать цели в области ОЗБТ по каждому из рисков или возможностей, которые она определила.

А.б.2.2 Планирование достижения целей в области ОЗБТ

Организация может планировать достижение целей как каждой в отдельности, так и всех вместе. Планы могут разрабатываться для множества целей, когда это необходимо.

Организации должна оценить необходимые для достижения этих целей ресурсы (финансовые, человеческие. оборудование, инфраструктура).

Где это практически целесообразно, каждая цель должна быть связана с показателем, который может быть стратегическим, тактическим ига оперативным.

А.7 Средства обеспечения

А.7.1 Ресурсы

Примеры ресурсов включают в себя, например, персонал, природные ресурсы, инфраструктуру, технологию и финансовые ресурсы.

Примеры инфраструктуры включают в себя, например, здания организации, механизмы, оборудование, системы обеспечения, информационные технологии и коммуникационные системы, а также системы аварийной защиты.

А.7.2 Компетентность

В компетентность работников следует включать знания и навыки, необходимые для соответствующей идентификации опасностей и управления рисками в области ОЗБТ. связанными с их работой и рабочим местом.

При определении компетентности для каждой роли в организации следует принять во внимание следующие аспекты;

д) потенциальные последствия соответствия и несоответствия, включая влияние на ОЗБТ;

Работники могут содействовать организации в определении компетентностей, необходимых для выполнения соответствующих функций.

Работники должны обладать достаточной компетентностью для самостоятельного выхода из ситуаций, представляющих непосредственную и серьезную опасность. Для этого важно, чтобы работники были в достаточной мере подготовлены в отношении опасностей и рисков, связанных с их работой.

Работники, насколько это применимо, должны также проходить подготовку, необходимую им для результативного выполнения представительских функций в сфере охраны здоровья и безопасности труда.

Во многих странах предоставление бесплатной подготовки для работников является законодательным требованием.

А.7.3 Осведомленность

Наряду с работниками {особенно временными работниками) подрядчики, посетители и другие стороны должны быть осведомлены о рисках с области ОЗБТ. которым они подвергаются.

А.7.4 Обмен информацией

Процесссы обмена информацией, разработанный(ые) организацией, должен (должны) обеспечивать сбор, актуализацию и информации. Процессы) должен (должны) обеспечивать предоставление и получение соответствующей информации, которая должна быть понятна всем работникам и заинтересованным сторонам.

А.7.5 Документированная информация

Важно сохранять сложность документированной информации на минимальном уровне, способном обеспечивать одновременно и результативность, и эффективность, и простоту.

Это должно относиться и к документированной информации, связанной с планированием выполнения законодательных и иных требований, а также оценками результативности этих действий.

Действия, описанные в 7.5.3. в частности, направлены на предупреждение риска непреднамеренного применения устаревшей документированной информации.

Примеры конфиденциальной информации включают в себя персональные и медицинские данные.

А.8 Функционирование

А.8.1 Оперативное планирование и управление

А.8.1.1 Общие положения

Оперативное планирование и управление процессами необходимо разрабатывать и внедрять по мере необходимости для улучшения охраны здоровья и безопасности труда, устранения опасностей или. если это практически невозможно. посредством снижения рисков в области ОЗБТ до минимальных уровней, реально достижимых для данных операционных областей и видов деятельности.

Примерами операционного управления процессами служат:

д) адаптация рабочего процесса, например, посредством:

А.8.1.2 Устранение опасностей и снижение рисков в области ОЗБТ

Иерархия средств управления предназначена для обеспечения системного подхода к улучшению ОЗБТ. устранению опасностей, а также снижению или контролю рисков в области ОЗБТ. Каждое следующее средство управления рассматривается как менее результативное по сравнению с предыдущим. Обычно комбинируют несколько средств управления, чтобы добиться успеха в снижении рисков в области ОЗБТ до минимально достижимого в данных условиях уровня.

Далее приведены примеры для иллюстрации мер. которые могут быть внедрены на каждом уровне.

А.8.1.3 Управление изменениями

Цель процесса управления изменениями состоит в улучшении охраны здоровья и безопасности труда на рабочих местах за счет минимизации появления новых опасностей и рисков в области ОЗБТ в производственной среде при осуществивши изменений (например, в технологии, оборудовании, объектах, рабочих практиках и процедурах. технических спецификациях, сырье, штатном расписании, а также стандартах и регламентах). В зависимости от характера ожидаемых изменений организация может использовать соответствующую(ие) методологии ии) (например. техническую экспертизу) для оценки рисков и возможностей в области ОЗБТ, связанных с изменениями. Необходимость управления изменениями может возникнуть в результате выполнения процесса планирования (см. 6.1.4).

А.8.1.4 Закупки

А.8.1.4.1 Общие положения

Процесс(ы) закупок должен (должны) использоваться для определения, оценки и устранения опасностей и снижения рисков в области ОЗБТ. связанных, например, с продукцией, опасными материалами или веществами, сырьем, оборудованием или услугами до их применения на рабочем месте.

Процесс(ы) закупок организации должен (должны) предусматривать требования, относящиеся, например. к товарно-материальным ценностям, оборудованию, сырью и другим товарам и сопутствующим услугам, закупаемым организацией для обеспечения соответствия ее системы менеджмента ОЗБТ. Процесс должен также учитывать любые потребности в консультациях (см. 5.4) и обмене информацией (см. 7.4).

Организации следует подтверждать, что оборудование, установки и материалы являются безопасными для применения их работниками за счет обеспечения следующего:

А.8.1.4.2 Подрядчики

Потребность в координации предполагает. что некоторые подрядчики (т. е. внешние поставщики) обладают специальными знаниями, навыками, методами и средствами.

Примерами такой деятельности подрядчиков могут служить техническое обслуживание, строительство. эксплуатация. охрана, уборка и иные функции. Подрядчики также могут быть консультантами или специалистами в управлении, бухгалтерском учете и в иных направлениях. Передача функций подрядчикам не исключает ответственности организации за охрану труда и безопасность работников.

Организация может обеспечить координацию с деятельностью подрядчика с помощью контрактов, которые однозначным образом определяют ответственность договаривающихся сторон. Организация может использовать различные инструменты для обеспечения деятельности подрядчика в сфере ОЗБТ на рабочих местах (например, процедуры заключения контрактов или критерии пред квалификации. которые учитывают прошлые показатели в области охраны здоровья и безопасности труда, подготовку в вопросах безопасности, возможности в сфере охраны здоровья и безопасности труда, а также прямые контрактные требования).

При координации работ с подрядчиками организации следует рассмотреть обмен сообщениями об опасностях между ней и ее подрядчиками, контроль доступа работников к опасным участкам и процедуры действий в аварийных ситуациях. Организация должна указать, каким образом подрядчик будет координировать свои действия с собственными процессами системы менеджмента ОЗБТ организации (например, используемыми для контроля

входа, ограничения доступа в помещения, оценки воздействия и управления безопасностью), а также отчитываться об инцидентах.

Организация должна верифицировать, что подрядчики способны выполнять передаваемые работы до того, как им будет разрешено их выполнять, например, удостоверяясь, а следующем:

А.8.1.4.3 Аутсорсинг

При использовании аутсорсинга организация должна иметь контроль над переданными на аутсорсинг функциями и игы процессом(ами) для получения запланированных результатов системы менеджмента ОЗБТ. Ответственность за соответствие требованиям настоящего стандарта в рамках переданных на аутсорсинг функций и лроцесса(ов) остается за организацией.

Организации следует установить степень контроля за переданными на аутсорсинг функцией(ями) или лроцессом(ами). основываясь на следующих факторах:

В некоторых странах существуют законодательные требования в отношении переданных на аутсорсинг функций и процессов.

А.8.2 Готовность к аварийным ситуациям и реагирование на них

Планы подготовки к аварийным ситуациям могут быть связаны как с естественными, так и техногенными и вызванными действиями человека событиями, происходящими как в рабочее время, так и вне его.

А.9 Оценка результатов деятельности

А.9.1 Мониторинг, измерение, анализ и оценка

А.9.1.1 Общие положения

Для достижения запланированных результатов системы менеджмента ОЗБТ следует осуществлять мониторинг. измерение и анализ процессов.

1) Примеры являются критериями сравнительного анализа:

i) с другими организациями:

■) стандартами и правилами;

й!) собственными правилами организации и целями:

hr) статистикой в области ОЗБТ.

2) Для измерения критериев, как правило, используют показатели, например;

Мониторинг может иметь форму постоянного контроля, надзора, критического наблюдения или определения состояния с целью выявления отклонения от требуемого или ожидаемого уровня функционирования. Мониторинг может применяться к системе менеджмента ОЗБТ. процессам или средствам управления. Примерами служат проведение интервью, анализ документированной информации и наблюдение за выполнением работы.

Измерение, ках правило, подразумевает присвоение числовых значений объектам или событиям. Это источник количественных данных, и он. как правило, связан с оценкой программ обеспечения безопасности и надзора за состоянием здоровья. Примеры включают в себя применение калиброванного или поверенного оборудования для измерения воздействия опасного вещества или подсчета требуемой безопасной дистанции от опасного места.

Анализ — эго процесс изучения данных для выявления взаимосвязи, закономерности и тенденции. Это может подразумевать применение статистических методов с использованием информации из других подобных организаций, чтобы помочь в формировании заключений на основе данных. Подобный процесс часто связан с действиями по измерению.

Оценка функционирования — это действие, предпринимаемое для определения пригодности, соответствия и результативности предмета оценки в плане достижения установленных целей системы менеджмента ОЗБТ.

А.9.1.2 Оценка соответствия

Частота и сроки проведения оценок соответствия могут варьироваться в зависимости от важности требования. изменений условий эксплуатации, изменений в законодательных и иных требованиях, а также прошлых показателей деятельности организации. Организация может использовать различные методы для поддержания своих знаний и понимания уровня соответствия.

А.9.2 Внутренний аудит

Объем программы аудита следует определять с учетом сложности и уровня зрелости системы менеджмента ОЗБТ.

Организация может обеспечить объективность и беспристрастность внутреннего аудита путем создания процесса(ов), который(ые) разделяет(ют) выполнение функций внутреннего аудитора и функций, связанных со штатной должностью, или же организация может привлекать внешних исполнителей для этой роли.

А.9.3 Анализ со стороны руководства

Термины, используемые для анализа со стороны руководства, следует понимать следующим образом:

Нет необходимости охватывать за один раз все направления анализа со стороны руководства, перечисленные в 9.3 а)—д); организации следует определить, когда и как будет проводиться анализ со стороны руководства по этим направлениям.

А.10 Улучшение

А.10.1 Общие положения

Организация должна учитывать результаты анализа и оценки показателей в области ОЗБТ, оценки соответствия. внутренних аудитов и анализа со стороны руководства при внедрении действий по улучшению.

Примеры улучшений включают в себя корректирующие действия, постоянное улучшение, прорывные изменения. инновации и реорганизацию.

А.10.2 Инцидент, несоответствие и корректирующее действие

В зависимости от требований организации могут существовать отдельные процессы расследования инцидентов и анализа несоответствий или же они могут быть объединены в один процесс.

Примеры инцидентов, несоответствий и корректирующих действий могут включать в себя, но не ограничиваются;

Анализ коренной причины связан с процедурой изучения всех возможных факторов, относящихся к инциденту или несоответствию, путем уточнения, что произошло, как и почему это произошло, чтобы получить входные данные для решения, что может быть сделано для предотвращения такого в будущем.

При определении коренной причины инцидента или несоответствия организации следует использовать методы. соответствующие характеру анализируемого инцидента или несоответствия. Основное внимание при анализе коренной причины необходимо уделять предупреждению. Такой анализ может выявить множество пробелов в системе, включая факторы, связанные с коммуникацией. компетентностью, утомляемостью, оборудованием или процедурами.

Анализ результативности корректирующих действий [см. 10.2 f)] относится к степени адекватности управления коренной причины внедренными корректирующими действиями.

А.10.3 Постоянное улучшение

Примеры возможностей для постоянного улучшения включают в себя, но не ограничиваются:

с} предложения и рекомендации заинтересованных сторон;

изменения в возможностях работников или их компетентности;

д) достижение лучших результатов меньшими ресурсами (т. е. упрощение, рационализация и т. д.).

Вернуться к списку статей